Картинка участника Виолетта Огурцова
Что это значит, самоуправление?
от Виолетта Огурцова - Среда 21 Октябрь 2009, 20:14
  Дети не могут управлять школой, зачем играть в кошки-мышки. Как можно передавать власть детям? Это или авантюризм, или просто обман.
Картинка участника Вячеслав Высоцкий
Re: Что это значит, самоуправление?
от Вячеслав Высоцкий - Среда 21 Октябрь 2009, 21:30
  Самоуправление (в данном случае детское) предполагает передачу части полномочий. Никто не предполагает передачу всей полноты власти. Какова эта часть, определяется нормативными документами школы (ОУ). Велика или мала эта "часть", но она должна быть, иначе это действительно "игра". Есть ли в Вашей школе хоть какие-нибудь вопросы, которые дети решают сами? Если - да, то это самоуправление.
Картинка участника Ирина Перова
Re: Что это значит, самоуправление?
от Ирина Перова - Пятница 23 Октябрь 2009, 11:40
  А на каких принципах или правилах должно строиться самоуправление?
Буйлова Л.Н., зав.кафедрой педагогики дополнительного образования детей МИОО, к.п.н.
Re: Что это значит, самоуправление?
от Любовь Николаевна Буйлова - Пятница 23 Октябрь 2009, 11:40
 

Опираясь на основные подходы в применении метода моделирования в психологических исследованиях можно выделить основные принципы построения модели школьного ученического самоуправления.

1.                               Принцип уровневой иерархичности построения модели школьного самоуправления. Данный принцип используется при позиционной, организационной, управленческой модели.

2.                               Модульный принцип построения модели самоуправления. Наличие у школьного самоуправления значительного числа взаимосвязанных разнородных элементов заставляет нас  провести анализ возможных степеней взаимодействия между ними. Модульный принцип построения модели позволяет расширить границы и возможности анализа проблемы школьного ученического самоуправления.

3.                               Принцип структурности в построении модели школьного самоуправления. Позиционная, организационная, нормативно-правовая, управленчес-кая модели. Структура должна выражать то, что остается неизменным при любых внешних и внутренних изменениях условий протекания деятельности.

4.                               Принцип гуманизации в построении модели школьного ученического самоуправления.

5.                               Принцип  междисциплинарности в построении модели ученического самоуправления. Указанный принцип предполагает использование содержания и методов различных научных и учебных дисциплин.

6.                               Принцип самоуправления в построении модели ученического самоуправления. Реализация данного принципа создает возможности конструирования своего собственного образа, проектирования жизненной траектории.                     (А.С. Прутченков.)

Выделенные принципы построения модели ученического самоуправления должны определить общий путь ее создания. Необходимо учитывать то, что все составляющие элементы, знаковые образования отражали в максимальной полноте реальную деятельность школьного, ученического самоуправления, то есть разрабатываемая модель должна отвечать всем требованиям надежности, применяемым ко всем методам научного познания.

Картинка участника Ирина Перова
Re: Что это значит, самоуправление?
от Ирина Перова - Пятница 23 Октябрь 2009, 11:44
  А в педагогическом коллективе может быть самоуправление? И как оно соотносится с ученическим?
Буйлова Л.Н., зав.кафедрой педагогики дополнительного образования детей МИОО, к.п.н.
Re: Что это значит, самоуправление?
от Любовь Николаевна Буйлова - Пятница 23 Октябрь 2009, 11:45
 

Говоря о базовой модели необходимо рассмотреть теоретическую концепцию школьного самоуправления.

Современная средняя общеобразовательная школа – сложное социально-педагогическое учреждение, включающее в себя педагогический и ученические коллективы, - различные объединения и организации взрослых и детей.

Родители учащихся юридически не входят в школьный коллектив и вообще коллектива не образуют, но они не менее педагогов или детей заинтересованы в успешной работе школы. Являясь социальными заказчиками школы, родили должны иметь возможность влиять на ее деятельность и участвовать в школьной жизни, в управление, жизнедеятельностью школы.

В демократизирующейся школе каждый из коллективов и объединений взрослых и детей должен иметь право на самоуправление, самостоятельное решение своих вопросов, удовлетворение, самостоятельное решение своих вопросов, удовлетворение потребностей и интересов в образовательном процессе. Этому могут служить их раздельные органы самоуправления:

-                        педагогического коллектива – педагогический совет (высший орган самоуправления педагогов в школе), методический совет, методические объединения учителей, воспитателей, классных руководителей, малые педсоветы, психолого-педагогические консилиумы, правовая, аттестационная и другие комиссии педагогов;

-                        самоуправление ученического коллектива – собрание учащихся школы (высший орган их самоуправления в школе); школьная ученическая конференция, являющаяся высшим органом ученического самоуправления в школе, не имеющей условий для работы школьного ученического собрания; избранный школьным ученическим собранием или конференцией совет учащихся, ученический комитет школы, его комиссии, штабы и другие рабочие органы самоуправления; классные собрания учащихся, классные ученические советы и их рабочие органы;

-                        ассоциации родителей школы – школьное родительское собрание (высший орган самоуправления в школе); школьная ученическая конференция, являющаяся высшим органом ученического самоуправления в школе, не имеющей условий для работы школьного родительского собрания; избранный школьным родительским собранием или конференцией родительский комитет школы, его секции, комиссии; классные родительские комитеты и их рабочие органы.

Картинка участника Ирина Перова
Re: Что это значит, самоуправление?
от Ирина Перова - Пятница 23 Октябрь 2009, 11:47
  В таком случае, может еще расскажете, как педагогическое самоуправление организуется, по каким правилам?
Буйлова Л.Н., зав.кафедрой педагогики дополнительного образования детей МИОО, к.п.н.
Re: Что это значит, самоуправление?
от Любовь Николаевна Буйлова - Пятница 23 Октябрь 2009, 11:47
 

При организации деятельности органов самоуправления педагогов, учащихся и их родителей целесообразно руководствоваться следующими позициями:

1.      Все, что они могут решать, должно передаваться им с условием, что принимаемые ими решения и осуществляемые действия не будут ущемлять интересы и права других участников школьной жизни.

2.      Каждый орган самоуправления наделяется реальными властными полномочиями.

3.      Ни один коллектив или объединение в школе не вправе диктовать свою волю другим коллективам и объединениям взрослых и детей. Все они призваны взаимодействовать на основе принципов совета, согласия, сотрудничества и соуправления.

4.      Приоритетом пользуются органы самоуправления непосредственной демократии: общее собрания перед органами представительной демократии (конференции, советы, комитеты и др.).

5.      В каждой школе действует принятая в соответствии с ее Уставом согласительная система разрешения конфликтов и противоречий между органами самоуправления.

6.      Школьные работники, учащиеся и их родители, их органы самоуправления не могут действовать в школе изолировано друг от друга, не обеспечивая координацию деятельности и взаимодействия по актуальным школьным проблемам.

7.      Органами школьного самоуправления руководствуются социально-педагогическими принципами равноправия, выборности, обновленности и преемственности, открытости и гласности, демократии, законности, педагогической целенаправленности, коллегиальности в принятии решений и персональной ответственности за их решение.