Картинка участника Галина Панкова
Программа развития УДОД
от Галина Панкова - Понедельник 19 Октябрь 2009, 15:40
  Является ли обязательным документом  программа развития учреждения? А если является, то каким требованиям она должна удовлетворять?
Буйлова Л.Н., зав.кафедрой педагогики дополнительного образования детей МИОО, к.п.н.
Re: Программа развития УДОД
от Любовь Николаевна Буйлова - Среда 21 Октябрь 2009, 18:25
 

Галина,

Для всех образовательных учреждений законодательно образовательная программа учреждения  определена как обязательный управленческий документ. Сегодня каждая школа имеет образовательную программу, а ее необходимость ее разработки не вызывает вопросов.

О программах развития образовательных систем сегодня знают все. Многие учреждения имеют этот нормативный правовой документ, определяющий стратегию развития учреждения и инновационных процессов в нем на определенный период. 

Программа развития отражает то, чего сегодня в учреждении нет, и к чему коллектив стремится. Такая программа должна быть у тех учреждений, которые хотят качественно изменить систему своей работы, добиться более эффективных результатов, осуществить системные преобразования, не изменяя при этом прежнего статуса.

Необходимость разработки программы развития определяется учреждением индивидуально: многие существуют и достаточно продуктивно работают в режиме функционирования, а ежегодный план работы ориентирует коллектив на выполнение конкретных задач, а образовательную программу должно иметь каждое учреждение, так как ее наличие определено нормативными документами.

Картинка участника Ирина Перова
Re: Программа развития УДОД
от Ирина Перова - Среда 21 Октябрь 2009, 18:35
 

Совершенно с вами согласна, ОБразовательная пограмма содержит максимально полную информацию о содержании деятельности учреждения и его возможностях осуществлять эту деятельность, отражает совокупность действий по выполнению возложенных на учреждение учредителем задач. Она дает функциональный срез, фотографию жизнедеятельности учреждения, описывает не инновации, а процесс функционирования. Отвечает на вопросы: что учреждение делает сегодня? Что имеет и как использует?

Таким образом, программа развития и образовательная программа – два  самостоятельных документа, но в то же время они взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Буйлова Л.Н., зав.кафедрой педагогики дополнительного образования детей МИОО, к.п.н.
Re: Программа развития УДОД
от Любовь Николаевна Буйлова - Среда 21 Октябрь 2009, 18:37
 

Хочу подчеркнуть, что для УДОД - обязательный документ - программа деятельности.

Законодатели, желая подчеркнуть специфику наших учреждений, ввели понятие "программа деятельности", которое на уровне официального документа впервые появилось в тексте Типового положения об учреждении дополнительного образования (как раз в разделе, посвященном процедуре аттестации), в соответствии п. 19 учреждение самостоятельно разрабатывает программу своей деятельности с учётом запросов детей, потребностей семьи, образовательных учреждений, детских и юношеских общественных объединений и организаций, особенностей социально-экономического развития региона и национально-культурных традиций.

Министерство образования РФ, к сожалению, до сих пор не определилось с требованиями к этому документу, обязательного для проведения аттестации. Хотя из неофициальных источников мы получили информацию о точке зрения специалистов Министерства по данному вопросу. Они предполагают рассматривать Программу деятельности учреждения дополнительного образования как документ описательного характера, раскрывающий методы, формы и средства организации методической, образовательной, досуговой работы образовательного учреждения на определенный период. В других нормативных правовых документах уровня Федерального Закона или Постановления Правительства оборот "программа деятельности образовательного учреждения" не встречается.

Наличие программы деятельности и учебного плана требуется в соответствии с приказом Министерства образования РФ № 712 от 23.03.99 "Об аттестации учреждений ДОД".

Эти документы входят в перечень обязательных для аттестации, поэтому, приступая к аттестации учреждений ДОД в Москве, Городская служба лицензирования и аттестации разработала "Требования к программе деятельности". Приведённые в Требованиях характеристики позволяют достаточно четко определить специфику этого документа в сравнении с другими, которые используются в УДОД.

Необходимость такого разграничения обусловлена тем, что, выполняя управленческие функции, вы часто оперируете такими понятиями как  "план работы", "концепция", "программа развития", "программа деятельности". Но с официальной трактовкой содержания этих понятий до сих пор не определились, и на практике нередко существует путаница таких понятий. Зачастую одно понятие заменяется другим, и вполне традиционные планы выдаются за программы развития или деятельности. Разумеется, все эти документы имеют право на существование, но при этом они  различаются и не в коей мере заменяют друг друга.

Картинка участника Ирина Перова
Re: Программа развития УДОД
от Ирина Перова - Среда 21 Октябрь 2009, 18:38
  Любовь Николаевна, а какой должна быть структура Программы деятельности, как вы считаете?
Буйлова Л.Н., зав.кафедрой педагогики дополнительного образования детей МИОО, к.п.н.
Re: Программа развития УДОД
от Любовь Николаевна Буйлова - Среда 21 Октябрь 2009, 18:41
 

Сегодня перед многими педагогическими коллективами возникла проблема разработки (или оформления) программы деятельности своих учреждений. Потребность в этом документе обусловлена, как минимум, двумя обстоятельствами:

Во-первых, необходимостью сохранить свой статус на рынке образовательных услуг и предъявить максимально полную информацию о содержании деятельности учреждения;

Во-вторых, стремлением успешно пройти процедуру государственной аккредитации.

Программа деятельности учреждения дополнительного образования детей состоит из следующих разделов:

1.  Характеристика учреждения, которая включает писание  основных функций, лицензионных  направлений деятельности, условий, необходимых для их реализации).

2.  Концепция деятельности - методологическое обоснование модели образовательного учреждения, её цели и задачи, ожидаемые результаты.

3.  Организация образовательной деятельности, этот раздел включает:

·     учебный план (В каждом учреждении разрабатывается свой учебный план, но учебный план сам по себе не задает содержания образования.  Он представляет собой лишь перечень названий образовательных программ с расчасовкой, что  содержание образования не определяет. Чтобы выйти на содержание образования необходимо представить содержательное наполнение каждой строчки учебного плана: что предполагается освоить детям по программе, в каком объеме и последовательности? Какие программы и как связаны между собой? И, наконец, как соотнесено между собой все, что содержит учебный план?)

·     описание особенностей организации образовательного процесса и контроля за содержанием и качеством образования.

4.  Организация культурно-досуговой деятельности (описание культурно-просветительных, досуговых и массовых программ);

5.  Ресурсное обеспечение деятельности учреждения (описание материально-технических, кадровых, методических и др. условий);

6.  Управление процессом функционирования и развития учреждения и механизм реализации программы.

Исходя из того, что в соответствии с нормативными документами программа деятельности – обязательный документ для проведения аттестации, к его разработке и оформлению необходимо подойти со всей серьезностью: заключение о качестве программы деятельности во время процедуры аттестации может стать судьбоносным и иметь последствия юридического характера.

Все должны понимать и отдавать себе отчет, что, став образовательными учреждениями, мы должны осуществлять образовательную деятельность, реализовать образовательные программы. Поэтому для аккредитации важны, прежде всего, разделы программы, характеризующие образовательную деятельность. Если образовательное учреждение не реализует образовательные программы, значит оно не осуществляет образовательную деятельность и не является образовательным как таковым (статья 12 п.1 Закона)! Это значит, что при государственной аккредитации такое учреждение не получит положительного заключения.


Картинка участника Галина Панкова
Re: Программа развития УДОД
от Галина Панкова - Пятница 23 Октябрь 2009, 13:34
  А что за документ -образовательная программа учреждения? В нашем учреждении такого нет. Только программа деятельности.
Картинка участника полина петрова
Re: Программа развития УДОД
от полина петрова - Понедельник 8 Февраль 2010, 13:36
 

добрый день, подскажите, какие нормативные документы прочитать  (и на каком сайте их можно скачать), чтобы  грамотно составить программу деятельности и программу развития? Скажите, пожалуйста, программа деятельности и образовательная программа - это разные документы?