Картинка участника Альбина Тупальская
Согласование образовательных программ
от Альбина Тупальская - Пятница 16 Октябрь 2009, 14:56
 

Окружной методический Центр требует согласовывать программы дополнительного образования детей с ними. Правы ли они?

Буйлова Л.Н., зав.кафедрой педагогики дополнительного образования детей МИОО, к.п.н.
Re: Согласование образовательных программ
от Любовь Николаевна Буйлова - Пятница 16 Октябрь 2009, 18:49
 

Уважаемая Альбина,

разработку и утверждение образовательных программ Закон вводит в компетенцию образовательного учреждения (Закон РФ «Об образовании» ст.32 пункт 2 пп.7). При этом не выдвигается требование, чтобы эти программы были утверждены или согласованы с учредителем и, тем более с методическим центром. Нет требования в Законе, чтобы программы проходили научную экспертизу.

Учитывая то, что образовательные программы, имея определенный уровень и направленность, определяют статус образовательного учреждения (тип и вид), а тип и вид его устанавливает учредитель, в соответствии с чем он может оказывать определенное влияние на содержание образования в учреждении. Именно: осуществлять контроль за соответствием содержания конкретной программы зафиксированному в уставе типу и виду образовательного учреждения. На этом основании учредитель может потребовать на проверку программу с целью проверки ее соответствия уставу. И хотя закон не требует проведения научной экспертизы образовательных программ, руководителям учреждений при наличии такой возможности надо провести такую экспертизу, учесть замечания экспертов и улучшить качество программы.

Картинка участника Юлия Владимировна Федорова
Re: Согласование образовательных программ
от Юлия Владимировна Федорова - Суббота 17 Октябрь 2009, 12:01
 

Любовь Николаевна, применим ли такой подход к образовательным программам основной школы? До сих пор где-то собираются на утверждение и согласование программы, где-то - нет. Кто имеет право утверждать и согласовывать программы? Методисты ОМЦ по предменам? А могут методисты и методические лаборатории МИОО? Или любое городское учреждение повышения квалификации?

Буйлова Л.Н., зав.кафедрой педагогики дополнительного образования детей МИОО, к.п.н.
Re: Согласование образовательных программ
от Любовь Николаевна Буйлова - Суббота 17 Октябрь 2009, 13:42
 

К сожалению, это достаточно больной вопрос при всей кажущейся простоте его решения.

Цитирую Закон Рф "Об образовании" ст. 14

  • Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно. Государственные органы управления образованием обеспечивают разработку на основе государственных образовательных стандартов примерных образовательных программ.
  • Образовательное учреждение в соответствии со своими уставными целями и задачами может реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги (на договорной основе) за пределами определяющих его статус образовательных программ.
  • Что из этого следует? Гос.органы должны предоставить ОБРАЗЦЫ, которыми может воспользоваться учреждение.  Еще они могут оказать методическую помощь , т.е. совершить те действия, которые "обеспечат разработку". Так?

    Цитирую Закон Рф "Об образовании" ст. 32

  • Образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и уставом образовательного учреждения.
  • К компетенции образовательного учреждения относятся:
  • ...разработка и утверждение образовательных программ и учебных планов;
  • разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей);...
  • Образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за:
    • ...реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса; качество образования своих выпускников;

    В Законе ничего не сказано об утверждении или согласовании образ.программ в управлении обр., ОМЦ или т.п.

    Теперь посмотрим Типовое положение об УДОД

    В соответствии с п. 26 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей, утв. постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. N 233 (в ред. 2007г.), содержание деятельности образовательных учреждений дополнительного образования для детей и объединений, входящих в эти учреждения, определяется педагогом с учетом примерных учебных планов и программ, рекомендованных государственными органами управления образованием. Педагогические работники могут разрабатывать авторские программы, утверждаемые педагогическим (методическим) советом учреждения.

    Как видим, противоречий с Законом нет. Программу должен утверждать директор, т.к. это компетенция ОУ.

    Если мы живем по Закону, то разработка и утверждение образовательных программ  относится к компетенции образовательного учреждения (ст.32). ВСЕ!

    Образовательная программа – это некий программный документ, определяющий содержание образования, разработанный и утвержденный самим образовательным учреждением на основе либо примерной образовательной программы либо государственного образовательного стандарта.  Государственный образовательный стандарт при этом первичен. В ДОД нет стандарта программ, но могут быть образцы, на которые рекомендовано ориентироваться.

    Буйлова Л.Н., зав.кафедрой педагогики дополнительного образования детей МИОО, к.п.н.
    Re: Согласование образовательных программ
    от Любовь Николаевна Буйлова - Суббота 17 Октябрь 2009, 13:50
     

    На сайте Центра образовательного законодательства в разделе "вопросы-ответы" (http://www.lexed.ru/faq/index.phtml?p=all#a801) я нашла следующее:

    На основании каких нормативно - правовых документов разрабатываются и утверждаются дополнительные общеобразовательные программы, в частности, программы кружков?
    Согласно п. 6 ст. 9 Закона РФ «Об образовании», государственным стандартом устанавливается обязательный минимум для основных общеобразовательных и профессиональных программ, то есть разработка и принятие государственного стандарта по дополнительным образовательным программам не предусмотрены. В соответствии с п. 2 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утв. Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 23.12.2002 № 919, от 01.02.2005 № 49), общеобразовательное учреждение может реализовывать дополнительные образовательные программы при наличии соответствующих лицензий, руководствуясь Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей, утв. Постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. № 233 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 22.02.1997 № 212, от 08.08.2003 № 470, от 01.02.2005 № 49). В соответствии с п. 19 вышеуказанного Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей, учреждение самостоятельно разрабатывает программу своей деятельности с учетом запросов детей, потребностей семьи, образовательных учреждений, детских и юношеских общественных объединений и организаций, особенностей социально-экономического развития региона и национально-культурных традиций. Содержание деятельности объединения определяется педагогом с учетом примерных учебных планов и программ, рекомендованных государственными органами управления образованием. Педагогические работники могут разрабатывать авторские программы, утверждаемые педагогическим (методическим) советом учреждения (п. 26 Типового положения). При разработке программ дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях (кружков) следует руководствоваться Требованиями к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей, утв. на заседании Научно-методического совета по дополнительному образованию детей Минобразования России 3 июня 2003 года (см. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 18 июня 2003 г. № 28-02-484/16) (прим.1).

    В Москве порядок разработки и утверждения образовательных программ дополнительного образования детей установлен Приказом Комитета по культуре г. Москвы от 25 августа 2003 г. № 479 «Об образовательных программах дополнительного образования детей» (ПРим.2).

    МОЕ ПРИМЕЧАНИЕ:

    1) Есть помимо названных еще Примерные требования к программам ДОД (от 2006 г)

    2)Названный документ  распространяет свое действие на детские муз.школы и т.п., т.е. те УДОД, которые относятся к Департаменту культуры г. Москвы

    Картинка участника Ирина Перова
    Re: Согласование образовательных программ
    от Ирина Перова - Суббота 17 Октябрь 2009, 14:39
     

    Я тоже поискала информацию по этому вопросу. Нашла ответ на Российском образовательном портале Е.Болотовой, профессора кафедры дисциплин государственно-правового цикла юридического факультета Университета РАО http://www.school.edu.ru/search_faq.asp?ob_no=43484

    Вопрос: Ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов: 1) Должна ли утверждаться программа обучения, составленная самим преподавателем? 2) Если да, то кем? 3) Должен ли это быть законченый документ по какой-то форме, расчитанный на год-полугодие-четверть, или как Бог на душу положит? 4) Имеют ли право родители знакомиться с ним? С уважением В.Л. (Лисицкий Владимир Николаевич, 16.05.2007 13:16:06, )

    В соответствии с законом РФ «Об Образовании» учебная программа, составленная преподавателем утверждается образовательным учреждением. Однако в регионах могут быть установлены дополнительные требования по экспертизе. Например, в г.Москве, если это авторская программа, то достаточно решения методической комиссии образовательного учреждения, решения педагогического совета и приказа руководителя о начале реализации данной программы. Если это учебная программа составленная на основе Примерной федеральной программы и педагог ее изменил в объем 25% от оригинала, то такая программ должна пройти утверждение в Московском институте открытого образования. Заключение данного вуза является допуском к реализации такой программы в общеобразовательном учреждении.

    Требования к оформлению программ для общеобразовательных учреждений не разработано, однако они частично изложены в нормативах по конкурсу «Лучшие школы России» Мы Вам рекомендуем воспользоваться Письмом Минобрнауки РФ от 11.12.2006 N 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» (Администратор образования, N 5, март, 2007). В этом документе наилучшим образом изложены правила оформления учебной программы по дисциплине для детских образовательных учреждений. Следует помнить, что учебная программа это локальный нормативный акт школы. Поэтому его оформление должно соответствовать также требованиям ГОСТ Р 6.30-03. программа составляется не на четверть на объем часов учебного курса, а реализация ее может быть рассчитана согласно учебному плану школы.

    Родители имеют право ознакомиться с содержание учебной программы по предмету, учебным планом, расписанием занятий и другой документацией относящейся к организации образовательного процесса (ст. 16 закона РФ «Об Образовании»).

    С уважением, Елена Болотова

    Честно говоря, у меня есть вопросы по этой информации :

    1)Как измерить 25% авторства?

    2)Кто утверждает программы в МИОО и вообще - кто и на каком основании уполномочил МИОО это делать? Есть специальное распоряжение Департамента образования города Москвы? Для меня это новость. Если кто-то что-то знает - поделитесь.

    3)Надо найти ГОСТ Р 6.30-03. и сравнить с ним Примерные требования Минобрнауки на предмет расхождений.

    Так что, действительно, простой вопрос об утверждении программ оказывается очень непростым