Буйлова Л.Н., зав.кафедрой педагогики дополнительного образования детей МИОО, к.п.н.
ЦОР на уроках физики
от Любовь Николаевна Буйлова - Пятница 16 Октябрь 2009, 11:45
 

Коллеги!

Предлагаю познакомиться с текстом доклада  Опыт использования лаборатории цифровых образовательных ресурсов в учебном процессе по физике (Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена , Санкт-Петербург) - http://www.ict.edu.ru/vconf/index.php?a=vconf&c=getForm&r=thesisDesc&d=light&id_sec=246&id_thesis=8158

Авторы: Бордовский Г.А., Гороховатский Ю.А., Темнов Д.Э.

 

Международная научная конференция "Информационные технологии и телекоммуникации в образовании и науке" (IT&T ES'2007) Секция: 5. Информационные ресурсы и интернет-порталы

 

Эффективный образовательный процесс в настоящее время невозможен без использования информационных ресурсов, доступ к которым становится необходимым условием, обеспечивающим качество образования. Очевидно, что использование информационных технологий повышает заинтересованность студентов предметом обучения, способствует лучшему усвоению изучаемого материала, сокращает потери времени при проведении занятий и самостоятельной работе студентов.
Лаборатория Цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) и педагогического проектирования, созданная на факультете физики Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена в рамках проекта «Разработка программ и учебно-методических материалов для подготовки студентов педагогических вузов в области использования цифровых образовательных ресурсов» с Национальным фондом подготовки кадров, обеспечивает изменение практики методической подготовки студентов (будущих учителей) в вузе. Для реализации этой задачи в учебный процесс включены методы использования имеющихся в настоящее время ЦОР и учебно-методических комплексов по физике, в том числе разработанных и разрабатываемых в рамках федеральной целевой программы "Развитие единой образовательной информационной среды" (Минобрнауки РФ) и Инновационного проекта развития образования и проекта информатизации системы образования (НФПК), собственные учебные разработки преподавателей факультета физики. В программу обучения студентов на факультете физики включены спецкурсы «Методика использования компьютерных моделей на уроках физики в основной школе» (24 часа) и «Разработка сценариев презентаций уроков по физике с использованием ЦОР» (72 часа).
Кроме разработки методики использования цифровых образовательных ресурсов в учебном процессе, лаборатория ЦОР выполняет функции информационного банка, в котором хранятся коллекции различных учебных и дидактических материалов, доступных преподавателям и студентам. В настоящее время информационные ресурсы лаборатории составляют следующие коллекции:
а) коллекция обучающих программ по физике для школьников, абитуриентов и студентов;
б) коллекция мультимедиа-лекций по общей физике, разделы «Оптика», «Ядерная физика»;
в) коллекция учебных пособий для высшей и средней школы в электронном виде;
г) коллекция видео-демонстраций по физике различных высших учебных заведений;
д) коллекция flash-анимаций и Java-апплетов по физике;
е) коллекция тестовых заданий по физике для школ и высших учебных заведений.
В рамках работы лаборатории проводятся также занятия со студентами по созданию учебно-методических материалов (в т.ч. цифровых) при изучении курса «Компьютерные технологии в науке и образовании» (1 курс, магистратура). В программу данного курса включены вопросы, посвященные созданию flash-анимаций и 3D-моделированию в области естественно-научных дисциплин, в процессе обучения уделяется большое внимание ознакомлению учащихся с электронными ресурсами, посвященными вопросам физики.
Следует отметить, что имеющийся в лаборатории ЦОР парк компьютерной, мультимедиа- и оргтехники позволяет не только изменять содержание обучения в методическом и дидактическом плане, но и прививать студентам навыки работы с современным оборудованием, демонстрировать его возможности для подготовки и проведения занятий.

Картинка участника Юлия Владимировна Федорова
Re: Цифровые лаборатории в школе
от Юлия Владимировна Федорова - Пятница 16 Октябрь 2009, 12:00
 

Уважаемая Любовь Николаевна! Огромное спасибо за интересную ссылку и текст. Здесь Вы затрагиваете более широкую и глобальную тему - ЦОР. Предлагаю выделить ее отдельной веткой нашего форума.

Буйлова Л.Н., зав.кафедрой педагогики дополнительного образования детей МИОО, к.п.н.
Re: Цифровые лаборатории в школе
от Любовь Николаевна Буйлова - Пятница 16 Октябрь 2009, 18:25
 

Боюсь, что тема достаточно узкая и не получит развития на этом форуме.

Коллеги, присоединяйтесь к обсуждению: интересен любой опыт, наработанный в этой области.

Представление такого опыта, думаю, можно начать  со слов великого французского писателя Виктора Гюго «Разум человеческий владеет 3 ключами, открывающими все: цифрой, буквой, звуком. Знать, думать, мечтать». Сказанное можно отнести и к «компьютерному разуму», умеющему обрабатывать любую информацию: числовую, текстовую, графическую, звуковую. Согласитесь, что как раз эти виды информации можно найти в электронных учебниках, пособиях, словарях, энциклопедиях, т.е. цифровых образовательных ресурсах.

Картинка участника Ирина Перова
Re: Цифровые лаборатории в школе
от Ирина Перова - Пятница 16 Октябрь 2009, 18:32
 

Я читала статью о работе Лаборатории цифровых образовательных ресурсов

МОУ Средней общеобразовательной школы № 2,  г. Алапаевск Свердловской области, который представила И.Л. Широкова, учитель математики (scolaa2@yandex.ru)

Приведу сокращенный текст ее статьи

"В основе работы лаборатории лежит исследование проблем: что же собой представляют цифровые образовательные ресурсы как образовательные продукты? Каковы их преимущества по сравнению с обучающими программами, использовавшимися прежде? Какова классификация ЦОРов? 

Опыт работы по апробации ЦОРов в рамках проекта «Информатизация системы образования» позволил получить представление о самом понятии ЦОР и их возможности использования в учебном процессе.

Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) - это информационно-содержательные объекты, используемые в образовательных целях и представленные в цифровой, электронной, «компьютерной» форме.

Почему же велик интерес учительской среды к ЦОРам? ЦОРы обеспечивают все компоненты обучения: получение и передачу информации, отработка умений (организация практических занятий), проверка знаний (аттестация учащихся). Качественных характеристик, выгодно отличающих электронные образовательные продукты от других средств обучения, по существу три: информативность, мультимедийность, интерактивность.

Нельзя рассматривать ЦОР только как новые образовательные возможности. Они формируют  новые умения, навыки и способы деятельности. У учеников появилась возможность использовать различные ресурсы для подготовки к урокам или самоподготовки. Именно образовательных процесс с применением цифровых образовательных ресурсов изменяет школьника. А результаты процесса выражены в приобретении учеником тех компетенций, которые помогут ему быть успешными в современном информационном обществе. Именно на такой результат и должны быть ориентированы уроки с использованием ЦОРов:

·                   приобретение опыта решения жизненных проблем на основе знаний и умений;

·                   развитие умений  работы с информацией (поиск, оценка, отбор и организация информации);

·                   формирование навыков исследовательской деятельности (проведение реальных и виртуальных экспериментов);

·                   развитие навыков самостоятельного изучения материала;

·                   развитие навыков оценки результатов своей деятельности;

·                   развитие навыков умений принимать решения в нестандартной ситуации;

·                   формирование навыков работы в группе (координирование своих действия с действиями других людей, проводить обсуждение);

·                   развитие  толерантности как поиск постоянных компромиссов и необходимость поиска общих  решений.

На наш взгляд, встраивание в учебный процесс цифровых образовательных ресурсов, позволит лаконично дополнить и сочетать традиционные методы обучения с новыми методами, использующими ИКТ".

Картинка участника Юлия Владимировна Федорова
Re: Цифровые лаборатории в школе
от Юлия Владимировна Федорова - Пятница 16 Октябрь 2009, 18:53
 

Дорогие коллеги!
На всякий случай публикую ссылку на единую коллекцию ЦОР, которая достаточно активно используется учителями  http://school-collection.edu.ru

Единая Коллекция создается в ходе проекта "Информатизация системы образования", реализуемого Национальным фондом подготовки кадров по поручению Министерства образования и науки Российской Федерации.

Сейчас в коллекции размещены наборы цифровых ресурсов к отдельным главам учебников, тематические коллекции. Единая Коллекция ежедневно пополняется новыми цифровыми образовательными ресурсами.

Коллекция включает в себя разнообразные цифровые образовательные ресурсы, методические материалы, тематические коллекции, инструменты (программные средства) для поддержки учебной деятельности и организации учебного процесса.

Подключение всех школ России к Интернету в рамках Приоритетного национального проекта "Образование" сделает доступными ресурсы коллекции для всех образовательных учреждений.

Цифровые образовательные ресурсы Единой Коллекции помогут сделать учебный процесс в современной школе интересным и эффективным.

В единой коллекции планируется размещение инновационных учебно-методических комплексов (ИУМК), которые будут ориентировать учителя на использование современных методов обучения и образовательных технологий, принципиально изменяющих образовательную среду, на активное использование ИКТ в учебном процессе.

Картинка участника Юлия Владимировна Федорова
Re: Цифровые лаборатории в школе
от Юлия Владимировна Федорова - Пятница 16 Октябрь 2009, 19:05
 

Здесь можно найти региональные коллегции ЦОР http://school-collection.edu.ru/regional-collections/

Здесь наиболее популярные Инструменты учебной деятельности http://school-collection.edu.ru/programs/tla/ Хронолайнер, Живая Родословная, Определители, Школьная ГИС и пр...

Интересно, кто-то в регионах их уже начал использовать в своей работе?