Картинка участника Юлия Владимировна Федорова
Цифровые лаборатории в школе
от Юлия Владимировна Федорова - Четверг 15 Октябрь 2009, 14:06
 

В школах Москвы, Санкт-Петербурга и ряде регионов России уже более семи лет эффективно применяются Цифровые лаборатории Архимед - оборудование и программное обеспечение для проведения демонстрационного и лабораторного эксперимента на занятиях естественнонаучного цикла. За эти годы Цифровые лаборатории в школах стали привычными и необходимыми. Широкий спектр цифровых датчиков используют учителя и ученики при изучении физики, химии и биологии и экологии в урочное и внеурочное время.

Центром информационных технологий и учебного оборудования Департамента образования города Москвы осуществляется методическая поддержка учителей, имеющих цифровые лаборатории, а на Кафедре информационных технологий и образовательной среды МИОО проводятся занятия курсов повышения квалификации и осуществляется индивидуальное консультирование в том числе и дистанционно.

Уважаемые коллеги! Кто готов делиться опытом использования цифровых лабораторий в школе или у кого есть вопросы по их применению в образовательном процессе, пожалуйста, задавайте!  

Картинка участника Кузнецова Наталья
Re: Цифровые лаборатории в школе
от Кузнецова Наталья - Четверг 15 Октябрь 2009, 14:23
  Уважаемая Юлия Владимировна!
Да, действительно, цифровые лаборатории являются новым, современным оборудованием для проведения самых различных школьных исследований естественнонаучного направления. С их помощью можно проводить самые разные работы. Это повышает наглядность и в ходе работы, и при обработке результатов. Кажется пару лет назад в нашем городе проводилась конференция по информационным технологиям, на которой об этом рассказывалось и показывалось... Но до сих пор мы не понимаем, как обеспечить нашу школу этой лабораторией.
Правильно ли я понимаю, что оборудование цифровой лаборатории
универсально и может быть включено в разнообразные
экспериментальные установки?
Картинка участника Юлия Владимировна Федорова
Re: Цифровые лаборатории в школе
от Юлия Владимировна Федорова - Четверг 15 Октябрь 2009, 14:30
 

Да, Наталья. Оборудование цифровых лабораторий универсально. С их помощью можно проводить работы, как входящие в школьную программу, так и совершенно новые. Измерительные приборы, входящие в комплект лаборатории по биологии и химии, (датчики освещенности, влажности, дыхания, концентрации кислорода, частоты сердечных сокращений и ЭКГ, температуры, кислотности, электропроводимости, турбидиметры, колориметры и пр.) и по физике (датчики силы, расстояния, давления, температуры, тока, напряжения, освещенности, звука, магнитного поля, уровня шума, счетчики Гейгера и пр.).

Кроме того, программа для видеоанализа, входящая в состав пакета ПО для регистрации, анализа и обработки экспериментальных результатов, позволяет получать данные из видеофрагментов. Это дает возможность количественно исследовать реальные жизненные ситуации или ситуации, отснятые на видео самими учащимися, и фрагменты учебных и популярных видеофильмов. Этот инструмент, например, активно и успешно используется на уроках учителями Санкт-Петербурга. 

Картинка участника Татьяна Петрова
Re: Цифровые лаборатории в школе
от Татьяна Петрова - Четверг 15 Октябрь 2009, 14:45
  Юлия Владимировна, а что именно можно делать на уроках физики?
Речь идет о работе учителя или о работе учеников также?
Картинка участника Юлия Владимировна Федорова
Re: Цифровые лаборатории в школе
от Юлия Владимировна Федорова - Четверг 15 Октябрь 2009, 14:49
 

Татьяна! Применяя цифровые лаборатории на уроках физики, учащиеся смогут выполнить множество фронтальных лабораторных работ и работ физического практикума.

По программе основной школы
o в разделе «Механика» можно выполнить работы:

  • «Исследование зависимости силы тяжести от массы тела»,
  • «Исследование силы трения»,
  • «Исследование зависимости удлинения пружины от силы ее растяжения»
    и другие.

o в разделе «Молекулярная физика и термодинамика» -

  • «Измерение температуры вещества»,
  • «Изучение явлений теплообмена»,
  • «Измерение удельной теплоемкости вещества»,
  • «Измерение влажности воздуха»,
  • «Измерение удельной теплоты плавления льда»
    и другие.

o в разделе «Электродинамика» -

  • «Сборка электрической цепи и измерение силы тока на ее различных участках»,
  • «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи»,
  • «Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах»,
  • «Измерение работы и мощности электрического тока»,
  • «Исследование магнитного поля тока»,
  • «Изучение явления электромагнитной индукции»
    и другие.

По программе средней (полной) школы

o в разделе «Механика» – стандартные лабораторные работы

  • «Измерение ускорения свободного падения»,
  • «Проверка закона сохранения энергии при действии сил тяжести и упругости», а также новые работы –
  • «Изучение упругих свойств тела»,
  • «Изучение движения тел на машине Атвуда»,
  • «Изучение свойств винтовой пружины»,
  • «Проверка второго закона Ньютона в терминах импульсов»,
  • «Изучение движения связанных тел»
    и другие.

o В разделе «Молекулярная физика и термодинамика» выполняются лабораторные работы:

  • «Исследование изотермического и изохорного процессов»,
  • «Измерение удельной теплоемкости вещества», а также
  • « Изучение процессов нагревания и кипения воды»,
  • «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры»,
  • «Измерение термического коэффициента давления воздуха»,
  • «Проверка уравнения состояния газа»,
  • «Оценка средней скорости теплового движения молекул воздуха»,
  • «Изучение работы холодильника и определение его характеристик»
    и другие.

o в разделе «Электродинамика»:

  • Исследование смешанного соединения проводников»,
  • «Изучение закона Ома для полной цепи» и
  • «Изучение явления электромагнитной индукции», а также
  • «Определение заряда одновалентного иона»,
  • «Определение электроемкости конденсатора методом зарядки и разрядки»,
  • « Измерение сопротивления проводника с помощью амперметра и вольтметра»,
  • «Изучение зависимости сопротивления металлического проводника от температуры»,
  • «Исследование зависимости сопротивления проводника от его геометрических размеров»,
  • «Снятие вольт-амперной характеристики проволочного сопротивления, лампы накаливания и диода»,
  • «Измерение КПД нагревателя»,
  • «Изучение электрических процессов в лампе дневного света»,
  • «Снятие температурной характеристики термистора»,
  • «Наблюдение явления самоиндукции»,
  • «Измерение рабочих параметров электромагнитного реле»,
  • «Определение числа витков в обмотках трансформатора»
    и другие.
Картинка участника Илзе Филиппова
Re: Цифровые лаборатории в школе
от Илзе Филиппова - Четверг 15 Октябрь 2009, 19:47
  Десять демонстрационных экспериментов по физике выложены на моем сайте ifilip.narod.ru
Там же приведены примеры использования видеоанализа в проектной работе. Пока не выложены материалы по использованию видеоанализа на уроке, обязуюсь сделать в ближайшее время.

Илзе Филиппова, Санкт-Петербург
Картинка участника Татьяна Михайловна Кузнецова
Re: Цифровые лаборатории в школе
от Татьяна Михайловна Кузнецова - Четверг 15 Октябрь 2009, 21:55
  Какой полезный форум! В нем принимают участие педагоги, которые делятся своими наработками! Это здорово! Илзе, ждем Ваших материалов. Ваш сайт я "заложила" себе в закладки!
Картинка участника Ирина Перова
Re: Цифровые лаборатории в школе
от Ирина Перова - Четверг 15 Октябрь 2009, 20:08
 

Юлия Владимировна,

не могли бы вы мне ответить, что такое "электронные образовательные ресурсы". Видимо, это какое-то конкретное понятие?

Буйлова Л.Н., зав.кафедрой педагогики дополнительного образования детей МИОО, к.п.н.
Re: Цифровые лаборатории в школе
от Любовь Николаевна Буйлова - Четверг 15 Октябрь 2009, 20:12
 

Электронными образовательными ресурсами (ЭОР) авторы нацпроекта “Образование” называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства. В самом общем случае к ЭОР относят учебные видеофильмы и звукозаписи, для воспроизведения которых достаточно бытового магнитофона или CD-плейера.

Наиболее современные и эффективные для образования ЭОР воспроизводятся на компьютере. Иногда чтобы выделить данное подмножество ЭОР, их называют цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР), подразумевая, что компьютер использует цифровые способы записи-воспроизведения.

Самые простые ЭОР — текстографические. Они отличаются от книг в основном формой предъявления текстов и иллюстраций: материал представляется на экране компьютера, а не на бумаге. Но его очень легко распечатать, т. е. перенести на бумагу.

ЭОР следующей группы тоже текстографические, но имеют существенные отличия в навигации по тексту. Страницы книги мы читаем последовательно, осуществляя таким образом так называемую линейную навигацию. При этом довольно часто в учебном тексте встречаются термины или ссылки на другой раздел того же текста. В таких случаях книга не очень удобна: нужно разыскивать пояснения где-то в другом месте, листая множество страниц. В ЭОР же это можно сделать гораздо комфортнее: указать незнакомый термин и тут же получить его определение в небольшом дополнительном окне или мгновенно сменить содержимое экрана при указании так называемого ключевого слова (либо словосочетания). По существу ключевое словосочетание — аналог строки знакомого всем книжного оглавления, но строка эта не вынесена на отдельную страницу (оглавления), а внедрена в основной текст. В данном случае навигация по тексту является нелинейной (вы просматриваете фрагменты текста в произвольном порядке, определяемом логической связностью и собственным желанием).

Третий уровень ЭОР — это ресурсы, целиком состоящие из визуального или звукового фрагмента. Формальные отличия от книги здесь очевидны: ни кино, ни анимация (мультфильм), ни звук в полиграфическом издании невозможны. Но, с другой стороны, стоит заметить, что такие ЭОР по существу не отличаются от аудио- и видеопродуктов, воспроизводимых на бытовом CD-плейере.
Картинка участника Юлия Владимировна Федорова
Re: Цифровые лаборатории в школе
от Юлия Владимировна Федорова - Четверг 15 Октябрь 2009, 21:31
  Уважаемая Ирина. Я постараюсь ответить по-другому, применительно к конкретным ресурсам. Электронные образовательные ресурсы или цифровые образовательные ресурсы? На самом деле, тут очень много можно рассказать. Если коротко, то к их числу относятся Цифровые образовательные Источники (коллекции, базы, хранилища ресурсов, готовых образовательных активностей и пр. на дисках или в Интернет) и Цифровые образовательные Инструменты (специальные программы, которые сами позволяют ученику и учителю создавать образовательные ресурсы (геоинформационные системы, построители лент времени, виртуальные конструкторы по физике, химии и пр., программы для конструирования генеалогических деревьев и пр.) Спектр для каждого предмета очень широк. Вас интересует какой-то конкретный предмет? На нем бы я могла остановиться более подробно.
Картинка участника Участник Конференции
Re: Цифровые лаборатории в школе
от Участник Конференции - Четверг 15 Октябрь 2009, 19:07
 

Здравствуйте, Юлия Владимировна

Где можно прочитать что-либо о цифровых лабораториях? Не слышала, чтобы они были в наших школах. А вот на конференциях об этом говорят все чаще.

С уважением, Шипилова Татьяна Вячеславовна, учитель химии, город Екатеринбург.

Картинка участника Юлия Владимировна Федорова
Re: Цифровые лаборатории в школе
от Юлия Владимировна Федорова - Четверг 15 Октябрь 2009, 19:22
 

Татьяна Вячеславовна, в уже упоминавшейся сегодня Учительской газете опубликована свежая статья на эту тему: http://www.ug.ru/issues08/?action=topic_add&toid=5979&i_id=58&app=mos 

К сожалению, нам тоже неизвестно ничего об опыте их применения в Екатеринбурге. Сегодня богатым опытом с нами делится Челябинск, Санкт-Петербург, Хабаровск, Казань...

Картинка участника Участник Конференции
Re: Цифровые лаборатории в школе
от Участник Конференции - Четверг 15 Октябрь 2009, 19:48
 

Спасибо большое Юлия Владимировна. Будем изучать. Хоть в теории. Для информации. И завидавать Вашему богатому опыту и благодарить за открытость и готовность делиться накопленным опытом. Успехов Вам и процветания в работе! Огромное спасибо за конференцию. Пусть не всегда есть что сказать или спросить, но возможность читать коллег и ощущуть, что все мы делаем одно большое дело - это дорогого стоит! Низкий поклон Москве и Организаторам!!!

С уважением, Шипилова Татьяна Вячеславовна, учитель химии, город Екатеринбург.

Картинка участника Юлия Владимировна Федорова
Re: Цифровые лаборатории в школе
от Юлия Владимировна Федорова - Четверг 15 Октябрь 2009, 20:01
 

Большое спасибо и Вам, Татьяна Вячеславовна за теплые слова! Надеемся на плодотворное сотрудничество.

Картинка участника Ирина Перова
Re: Цифровые лаборатории в школе
от Ирина Перова - Четверг 15 Октябрь 2009, 20:20
 

Коллеги, а кто знает что-нибудь про конкурс «Цифровые лаборатории в естественнонаучном образовании», который  является инициативой методической службы издательства БИНОМ, направленной на развитие непрерывного информационного образования как основы внедрения инструментальных средств ИКТ в обучение предметам естественнонаучного цикла - (http://metodist.lbz.ru/shkoly-vproekte.html).

Откликнитесь, кто в нем участвовал, и расскажите о своих впечатлениях 

Буйлова Л.Н., зав.кафедрой педагогики дополнительного образования детей МИОО, к.п.н.
Re: Цифровые лаборатории в школе
от Любовь Николаевна Буйлова - Четверг 15 Октябрь 2009, 20:24
 

Ирина, насколько я в курсе - с 2007 года издательство БИНОМ (http://www.lbz.) приступило к реализации проекта «Учебно-методический комплекс естественнонаучного цикла (математика, физика, химия, биология)» для основной и старшей школы в условиях информатизации образования, в рамках которого и проводится интересующий вас конкурс.
Конкурс выявляет потребности учителей предметников в инновационных практикумах в информационной среде школы в сфере естественнонаучного образования, создана Web-страница на сайте методической службы Издательства с рубрицированной подборкой методических рекомендаций по использованию цифрового оборудования на уроках по предметам естественнонаучного цикла в школе.

Про участников конкурса информации не имею

Картинка участника Юлия Владимировна Федорова
Re: Цифровые лаборатории в школе
от Юлия Владимировна Федорова - Четверг 15 Октябрь 2009, 21:12
 

Уважаемая Ирина, действительно, с осени 2008 года издательство БИНОМ начало инициативу проведения такого конкурса. Однако, Департамент образования города Москвы, Московский институт открытого образования, Центр информационных технологий и учебного оборудования и Институт новых технологий проводят аналогичный конкурс с 2004 года http://www.educom.ru/ru/department/news/news_detail.php?ID=2951

В этом конкурсе принимают участие как Московские учителя и их учащиеся, так и участники из регионов России. Здесь положения и работы участников конкурса за все годы с 2004 по 2009 год http://learning.9151394.ru/course/view.php?id=15

С каждым годом увеличивается количество участников этого конкурса (от 64 участников в 2004г. до 364 в 2009г.). Все больше преподавателей желает поделиться своими наработками с коллегами. Все больше учеников участвует в этом конкурсе. В  конкурсе приняли участие ребята и учителя из Питера, Кинешмы, Челябинска, Троицка и др. Телемосты (видеоконференции с использованием программы SKYPE) проходят прямо в ходе конкурса, что позволяет организовывать общение участников и докладчиков из других городов, обсуждать результаты представленных исследовательских проектов. В этом году, что особенно приятно, победили 5-классники со своим учителем из города Троицка Челябинской области. В качестве приза к ним пришел дополнительный комплект цифровой лаборатории с самыми новейшими датчиками.

Мы надеемся на тесное и плодотворное сотрудничество с издательством БИНОМ в этом году!

Картинка участника Владимир Шпичко
Re: Цифровые лаборатории в школе
от Владимир Шпичко - Четверг 15 Октябрь 2009, 21:43
  Уважаемая Ирина!
Мы, Шпичко Владимир Николаевич-учитель физики ГОУ СОШ №444 города Москвы и Родионова Марина Александровна - учитель географии Измайловской гимназии №1508 города Москвы, являемся постоянными участниками с 2004 года конкурса естественонаучных проектов с применением цифровых лабораторий. Проводит этот конкурс Центр информационных технологий и учебного оборудования Департамента образования города Москвы. Мы представляли свои работы и работы наших учеников по экологии и физике. В разные годы были лауреатами конкурса. Материалы конкурса можно найти на сайте http://learning.9151394.ru/ в разделе "Цифровые лаборатории" -" Конкурс естественнонаучных проектов". На наш взгляд конкурс проводится на высоком научном уровне, имеет авторитетное жюри и способствует развитию творческого потенциала ученика. Мы с удовольствием принимали участие в этом конкурсе и планируем выступать в 2010 году. Если будут конкретные вопросы -мы с удовольствием ответим.
Картинка участника Участник Конференции
Re: Цифровые лаборатории в школе
от Участник Конференции - Четверг 15 Октябрь 2009, 21:55
 

Уважаемые Владимир Николаевич и Марина Александровна! Какого рода проекты представляются на конкурс? Какие темы? На ваш взгляд, цифровые лаборатории как-то меняют уровень достигаемых на уроке целей? Это все делается в урочное или внеурочное время?

Творческих успехов и всех благ!
В.В.Парамонов, учитель биологии, Иркутск.

Картинка участника Владимир Шпичко
Re: Цифровые лаборатории в школе
от Владимир Шпичко - Четверг 15 Октябрь 2009, 22:18
  На конкурс представляются исследовательские работы учителей и учащихся по физике, химии, биологии, экологии, а также методические разработки учителей по применению цифровых лабораторий на уроке и во внеурочной деятельности. Темы наших выступлений: "Изучение колебаний освещенности от различных источников света","Обычный шум и необычные звуки", "Микроклимат города", "Датчики в Крыму и в школе", "Оценка состояния здоровья школьников","Изучение особенностей колебаний математического и пружинного маятников" и др. Все эти работы выполнялись во внеурочное время, так они являлись исследовательскими проектами. А результаты этих работ использовали на уроках предметов естественно-научного цикла в виде демонстрационных опытов и фронтальных лабораторных работ. На уроке использование цифровой лаборатории повышает мотивацию учащегося, формирует универсальные умения и навыки, способствует творческой реализации ученика. Практические исследования, проводимые с помощью лабораторий, позволяют вывести урок на более высокий качественный и научный уровень. Например, колебания освещенности,от источников искусственного освещения, нельзя обнаружить с помощью обычного люксметра, а датчик освещенности совместно с компьютером Nova позволяет зафиксировать график колебаний. С уважением, Шпичко В.Н. и Родионова М.А
Картинка участника Участник Конференции
Re: Цифровые лаборатории в школе
от Участник Конференции - Четверг 15 Октябрь 2009, 22:28
 

Коллеги, дорогие! Я бывала на различных конференциях по этой тематике. Частенько авторам задают вопрос - где взять время на уроке на работу с лабораториями, сколько времени надо на подготовку такого урока? Как решить вопрос погрешностей физикам? Надо ли деткам знать об устройстве датчика - это черный ящик или все-таки физический прибор - мы цели урока и науку не подменяем?

Маринина Кира Муратовна, Ставрополь, преподаватель физики, НОО "Интеллектуал"

Картинка участника Юлия Владимировна Федорова
Re: Цифровые лаборатории в школе
от Юлия Владимировна Федорова - Четверг 15 Октябрь 2009, 22:32
 

Уважаемая Кира Муратовна,

При изучении естественных наук в современной школе огромное значение имеет наглядность учебного материала! Наглядность дает возможность быстрее и глубже усваивать изучаемую тему, помогает разобраться в трудных для восприятия вопросах, и повышает интерес к предмету. К сожалению, раньше оборудование для лабораторных работ, например, по биологии и химии, как правило, ограничивалось микроскопами и набором готовых препаратов или реактивов. Поэтому большинство работ носило лишь описательный характер. Наличие кино- и видеоматериалов по изучаемым темам также не решало проблемы, поскольку не давало возможности детям принимать участие в работе. Цифровые лаборатории являются новым, современным оборудованием для проведения самых различных школьных исследований естественнонаучного направления. Применение лабораторий значительно повышает наглядность как в ходе самой работы, так и при обработке результатов благодаря новым измерительным приборам, входящим в комплект лаборатории как биологии-химии, (датчики освещенности, влажности, дыхания, концентрации кислорода, частоты сердечных сокращений, температуры, кислотности и пр.), так и лаборатории физики (датчики силы, расстояния, давления, температуры, тока, напряжения, освещенности, звука, магнитного поля и пр.). Применение лабораторий на уроке, как раз и позволяет экономить время за счет автоматизации сбора данных и большще времени освобождать на сам эксперимент и изучение его сути, на решение учебной задачи.

Картинка участника Владимир Шпичко
Re: Цифровые лаборатории в школе
от Владимир Шпичко - Четверг 15 Октябрь 2009, 22:56
  Уважаемая Кира Муратовна!
Цифровая лаборатория-это тот же физический прибор, но с большими возможностями и с более удобной формой представления полученной информации (в виде графика или таблицы). Поэтому время для подготовки опыта примерно такое же, как и с обычным прибором. Время на подготовку урока зависит от того, как мы планируем использовать лабораторию в учебном процессе. Для подготовки учебной демонстрации учителем требуется дополнительное время для подключения лаборатории к проектору. Для фронтальной лабораторной работы требуется предварительная зарядка аккумуляторов компьютеров. Все датчики тарируются по любым точным приборам, которые у Вас есть в наличии. Погрешность измерений зависит от используемого датчика. Принцип работы каждого датчика легко объясняется на уроке и служит дополнительным источником знаний для детей. Датчик не является самодостаточным прибором, на котором акцентируется внимание детей-это инструмент для получение конкретной информации в удобной форме. Ученики быстро привыкают работать с датчиками и обращают внимание больше на результат измерений, а не на сам датчик. В сравнении с известными физическими приборами-например термометром, психрометром, динамометром, лаборатория дает возможность получить более точный и качественный результат, особенно,если физический параметр изменяется со временем. Кроме того, это современные средства измерения различных физических величин, с которыми наши современные дети должны уметь работать.
Картинка участника Надежда Валерьевна Апухтина
Re: Цифровые лаборатории в школе
от Надежда Валерьевна Апухтина - Четверг 15 Октябрь 2009, 23:33
 

Уважаемая Кира Муратовна!

Отвечаю по пунктам.

1.При условие комплексного использования ЦОР на уроке, цифровые лаборатории занимают на уроке времени не более, чем эксперимент без цифровых лабораторий.

2.На подготовку такого урока времени требуется столько же или даже меньше.

3.Не думаю, что Вы изучаете со школьниками метрологию на том уровне, на котором погрешность измерения величины действительно становится проблемой при интерпретации результатов опыта.

4. Мы не подменяем цели урока и устройство датчика рассказываем на том уровне, но котором это необходимо для понимания сути происходящего. Однако, досконально знать устройство датчиков школьникам не обязательно. Как необязательно занать устройство сотового телефона, телевизора, плеера, микроволновой печи и др. устройств, которыми школьники пользуются каждый деньУлыбка

Картинка участника Илзе Филиппова
Re: Цифровые лаборатории в школе
от Илзе Филиппова - Четверг 15 Октябрь 2009, 23:48
  Во время урока, с моей точки зрения, использование лабораторий экономит время на демонстрацию, т.к. получаемая информация при грамотной постановке эксперимента имеет совершенно другое качество. С другой стороны, как правило приходится предварительно потратить на подготовку время. Но любую демонстрацию надо готовить - как с датчиками, так и "обыкновенную".
Как правило, не с первого раза демонстрационный эксперимент принимает окончательные очертания. Все нюансы получаемого результата не всегда удается предсказать, ведь датчики - инструмент очень мощный. В качестве примера, результат эксперимента http://ifilip.narod.ru/arch/dem1.html
я осознала не сразу. Начало экперимента, т.е. включение - предсказуемо, а вот кончик, т.е. - выключение - для меня изначально было неожиданным. Я считаю, что использование датчиков тока в этом случае сильно обоготило демонстрацию по сравнению с использованием стандартной демонстрационной техники.
Ну, а погрешности - в первую очередь нельзя забывать про 12-битность регистрации (а в некоторых режимах 10-битность).
Картинка участника Участник Конференции
Re: Цифровые лаборатории в школе
от Участник Конференции - Пятница 16 Октябрь 2009, 15:39
 

Большое спасибо, уважаемые коллеги. Достаточно интересное обсуждение и ветка. Буду изучать материалы Илзе Филипповой. Надеюсь на сотрудничество.

В.В.Парамонов, учитель биологии, Иркутск.

Картинка участника Юлия Владимировна Федорова
Re: Цифровые лаборатории в школе
от Юлия Владимировна Федорова - Пятница 16 Октябрь 2009, 15:55
 

Уважаемые коллеги, согласитесь, так полезно увидеть мнения друг друга и поделиться своим опытом. Даже ответы на один и тот же вопрос разные, разные взгляды, разной значимости проблемы и пр...

А вот, например,  фрагмент выступления учителей ЦО "Технологии обучения", которые на конкретном примере показывают обоснованность применения цифровых лабораторий на своих уроках:

"...В естественнонаучном эксперименте нам важна не только теория, но и практика! Мы используем нашу деятельность и для социализации детей, для познания и понимания ребенком окружающего мира. И через это подводим основу к изучению фундаментальной науки.

Зимой весьма актуально обсудить со школьниками не только процессы плавления и отвердевания, но и способы управления ими! Зачем, к примеру, дворники посыпают улицы солью? Почему от этого тает снег?

С сайта ГУП «МосводканалНИИпроект» мы узнали, что применять соль на дорогах при температуре ниже -10 нельзя! Интересно почему?

Проведем такой эксперимент.

В стакане в состоянии равновесия при температуре 0 находятся лед и вода. Что же будет происходить с температурой, если туда добавлять соль? Температура понижается практически до -10!

Температура плавления смеси гораздо ниже, чем температура плавления чистых веществ. Поэтому растворяющаяся соль разрушая кристаллическую решетку льда, плавит лед, который же отбирает тепло от воздуха, пока не растопится. Лед плавится, потому что т-ра замерзания смеси лед-вода ниже, чем воды.

Колеса и подошвы втаптывают соль, увеличивается площадь контакта, лед быстрее тает.

Соль эффективна при температуре не ниже т-ры плавления смеси. Оказывается, это регламентировано в России « Инструкцией по борьбе с зимней скользкостью на автодорогах»!!!

Картинка участника Юлия Владимировна Федорова
Re: Цифровые лаборатории в школе
от Юлия Владимировна Федорова - Четверг 15 Октябрь 2009, 22:08
 

Спасибо большое Владимир Николаевич и Марина Александровна за теплые слова! Действительно, по отзывам наших учителей, использование Цифровых лабораторий способствует значительному поднятию интереса к предмету и позволяет учащимся работать самим, при этом получая не только знания в области естественных наук, но и опыт работы с интересной и современной техникой, компьютерными программами, опыт взаимодействия исследователей, опыт информационного поиска и презентации результатов исследования. Учащиеся получают возможность заниматься исследовательской деятельностью, не ограниченной темой конкретного урока, и самим анализировать полученные данные. Так, например, при изучении кислотности различных веществ учащиеся самостоятельно делают вывод, что многие популярные напитки вредны для пищеварительной системы, а при использовании некоторых моющих средств и, тем более, химических реактивов необходимо пользоваться перчатками... Улыбка 

Картинка участника Надежда Валерьевна Апухтина
Re: Цифровые лаборатории в школе
от Надежда Валерьевна Апухтина - Четверг 15 Октябрь 2009, 23:08
 

Никогда о таком конкурсе не слышала, а ведь работаю в Школе будущего ЦО №2030 г.Москвы. Вы молодец Ирина! Спасибо, что привели ссылку. Очень интересно.  Дело в том, что  ранее мы  ежегодно участвовали в "Конкурсе естественнонаучных проектов "Архимед" при Департаменте образования Москвы. Теперь у нас есть еще однин конкурс проектов, выполненных с использованием цифровых лабораторий. Вероятно, популярность цифровых лабораторий настолько велика, что увеличение числа конкурсов с их использованием оказывается необходимым. Надеюсь, что методической базы по этому направлению информатизации образования, накопленной участниками конкурса "Архимед" 2004-2009 хватит на всех Улыбка