Буйлова Л.Н., зав.кафедрой педагогики дополнительного образования детей МИОО, к.п.н.
Программа дополнительного образования детей
от Любовь Николаевна Буйлова - Четверг 15 Октябрь 2009, 13:09
 

1.    Главный документ педагога - дополнительная образовательная программа. Качество реализации дополнительных образовательных программ является ведущим показателем при государственной аккредитации образовательных учреждений. Чем Вы руководствуетесь при отборе содержания образования в Вашем учреждении/в учебной группе? На какие нормативно-правовые документы Вы опираетесь при разработке программы?

1.     Дополнительные образовательные программы подразделяются на авторские (рассчитанные на реализацию её разработчиком) и примерные (допускающие возможность использования другими специалистами). Авторскими признаются программы, не имеющие аналогов  в комплексе программ этого класса. Признание программы «авторской» осуществляется специалистами, владеющими информацией  о программах, реализуемых в сфере дополнительного образования детей по конкретному направлению (направленности). К авторским могут быть отнесены не только оригинальные программы, но и программы, заимствованные из других видов образования (общего или профессионального), и модифицированные (видоизменённые) по таким принципиально значимым основаниям, как цели, задачи и ожидаемые результаты, принципы отбора, структурирования и организации содержания образования, технологии организации образовательного процесса, методы и средства оценки образовательных результатов и др. Согласны ли Вы с такой классификацией программ или можете предложить другую? Обязательно ли педагогу разрабатывать авторскую программу?

2.    Может ли образовательное учреждение разрабатывать и утверждать авторские программы по дополнительному образованию? Кто проводит экспертизу программ? Может ли окружной методический центр требовать утверждения/согласования образовательных программ только у него? На каком основании?

3.       Вправе ли управление образованием потребовать внести изменения в утвержденную и реализуемую учреждением образовательную программу?



Картинка участника Ирина Перова
Re: Программа дополнительного образования детей
от Ирина Перова - Четверг 15 Октябрь 2009, 18:24
 

При разработке программ ДО мы руководствуемся требованиями Минобр.РФ 2006 г., но есть еще почти такие же требования 2003 г. Вроде бы их никто не отменял и в них есть некоторые разночтения. Чем же надо руководствоваться?

 

ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Письмо Минобразования России от 18.06.2003 № 28-02-484/16

Минобразование России направляет Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей, утвержденные на заседании Научно-методическою совета по дополнительному образованию детей Минобразования России 03.06.2003, для использования в практической работе.

Замести гель Министра Е. Е. Чепурных

Утверждены на заседании

Научно-методического совета

по дополнительному образованию детей

Минобразования России

03.06.2003

ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Содержание образовательных программ должно соответствовать:

·  достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям регионов;

·  определенному уровню образования (дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);

·  направленности дополнительных образовательных программ (научно-технической, спортивно-технической, художественной, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой,
эколого-биологической, военно-патриотической, социално-педагогической, социально-экономической, естествеино-научной и др.);

— современным образовательным технологиям, которые отражены в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности); формах и методах обучения (активных методах дистанционного обучения, дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т. д.); методах контроля и управления обра
зовательным процессом (анализе результатов деятельности детей); средствах обучения (перечне необходимого оборудования,инструментов и материалов в расчете на объединение обучающихся).

Содержание образовательных программ должно быть направлено

·  на создание условий для развития личности ребенка;

·  развитие мотивации личности к познанию и творчеству;

·  обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

·  приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;

·  профилактику асоциального поведения;

·  создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, ее интеграции в систему мировой и отечественной культур;

·  интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка;

·  укрепление психического и физического здоровья;

·  взаимодействие педагога дополнительного образования с
семьей.

Цели и задачи дополнительных образовательных программ должны обеспечивать обучение, воспитание, развитие детей.

Дополнительная образовательная программа должна включать следующие структурные элементы:

1.              Титульный лист.

2.              Пояснительную записку.

3.              Учебно-тематический план.

4.              Содержание изучаемого курса.

. 5. -Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.

6. Список литературы.

/. Титульный лист включает:

·  наименование образовательного учреждения;

·  где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа;

·  название дополнительной образовательной программы;

·  возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа;

·  срок реализации дополнительной образовательной программы;

·  Ф. И. О., должность автора (авторов) дополнительной образовательной программы;

·  название города, населенного пункта;

·  год разработки дополнительной образовательной программы.

2. Пояснительная записка раскрывает:

·  направленность дополнительной образовательной программы;

·  новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;

·  цели и задачи дополнительной образовательной программы;

·  отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от yжe существующих;

·  возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы;

·  сроки реализации дополнительной образовательной про
граммы (продолжительность образовательного процесса, этапы);

·  формы и режим занятий;

·  ожидаемые результаты и способы их проверки;

·  формы подведения итогов реализации дополнительной
образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д.).

3. Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы включает:

·  перечень разделов, тем;

·  количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.

4. Содержание дополнительной образовательной программы раскрывается через описание тем (теория и практика).

5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы включает в себя описание: форм занятий, планируемых по каждой теме или разделу (игра, беседа, поход, экскурсия, конкурс, конференция и т.д.);

·  приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса, дидактического материала, технического оснащения занятий;

— форм подведения итогов по каждой теме или разделу.
6. Список литературы.

 

Буйлова Л.Н., зав.кафедрой педагогики дополнительного образования детей МИОО, к.п.н.
Re: Программа дополнительного образования детей
от Любовь Николаевна Буйлова - Пятница 16 Октябрь 2009, 18:58
  Как вы считаете, коллеги, является ли обязательной разработка авторской образовательной программы для каждого педагога дополнительного образования?
Картинка участника Ирина Перова
Re: Программа дополнительного образования детей
от Ирина Перова - Пятница 16 Октябрь 2009, 18:59
 

Нормы действующего законодательства Российской Федерации по вопросам образования не предусматривают каких-либо ограничений по перечню дисциплин и курсов, по которым педагогические работники образовательных учреждений могут разрабатываться авторские программы. В соответствии п. 1 ст. 7 Закона РФ «Об образовании» в Российской Федерации устанавливаются государственные образовательные стандарты, на основании которых разрабатывается основная общеобразовательная программа или основная профессиональная образовательная программы (по конкретной профессии, специальности) (п. 6 ст. 9 Закона). В соответствии с п. 5 ст. 14 Закона РФ «Об образовании» содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно. Государственные органы управления образованием обеспечивают разработку на основе государственных образовательных стандартов примерных образовательных программ. Подпункт 7 п. 2 ст. 32 Закона предписывает образовательным учреждениям разрабатывать и утверждать рабочие программы учебных курсов и дисциплин. Таким образом, разработка и утверждение рабочей программы на основании требований соответствующего государственного образовательного стандарта (федерального, регионального компонента) является обязательной для всех образовательных учреждений, реализующих основные образовательные программы.

Эта законодательная норма для дополнительного образования детей не применима, так как оно реализуется в пространстве, не ограниченном образовательными стандартами.

Авторская программа представляет собой учебную программу, являющуюся результатом педагогического творчества автора или коллектива авторов и удовлетворяющую критериям новизны и педагогической ценности. Инновационный характер содержания авторской программы, используемых педагогических технологий и методик организации учебно-воспитательного процесса обуславливает необходимость проведения апробации и экспертизы авторской программы.

Ограничение или лишение права образовательного учреждения на разработку авторских программ в компетенцию органов управления образованием не входит.

Как известно, в современной системе дополнительного образования детей образовательный процесс строится преимущественно на основе авторских разработок педагогов, т.е. авторских образовательных программ (В данном случае понятие «авторская» используется в широком смысле слова – как продукт интеллектуальной деятельности конкретного человека (автора), без уточнения степени новизны, оригинальности данного произведения). К числу таких программ относятся: модифицированные (созданные педагогом путем переработки, дополнения, изменения других программ), а также авторские оригинальные программы (заявляющие и доказывающие новизну подхода автора-разработчика и принадлежащие ему на правах интеллектуальной собственности). В этом случае понятие «авторская программа» используется в узком смысле слова, связанном с определенной степенью новизны.

Буйлова Л.Н., зав.кафедрой педагогики дополнительного образования детей МИОО, к.п.н.
Re: Программа дополнительного образования детей
от Любовь Николаевна Буйлова - Пятница 16 Октябрь 2009, 19:00
 

Уточню: Педагогические работники могут, но не должны разрабатывать авторские программы. Ни в одном документе не сказано, что каждый педагог должен быть автором образовательной программы: можно работать по любой программе, концепция которой соответствует деятельности педагога.

Ответственность за реализацию образовательных программ несет образовательное учреждение в установленном законодательством Российской Федерации порядке согласно пункту 3 статьи 32 Закона РФ «Об образовании» в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса.