Буйлова Л.Н., зав.кафедрой педагогики дополнительного образования детей МИОО, к.п.н.
Re: Стандарты в дополнительном образовании
от Любовь Николаевна Буйлова - Пятница 16 Октябрь 2009, 19:02
 

В процессе становления ДОД проблема его стандартизации вызывало разное отношение: в период формирования ДОД все высказывались категорически против стандартов, а когда случилась 1-я массовая аттестация УДОД и возникла необходимость определить показатели и критерии качества их деятельности – многие стали говорить о стандартах. Было высказано суждение, что стандарт - это форма выражения обязательств, гарантий образовательных учреждений по качеству результатов своей деятельности.

Стандарт (требования) к образовательной программе педагога

Основная системная характеристика ДОД – осуществление деятельности в образовательном пространстве, неограниченном стандартами. У школьного образования есть разработанные и утвержденные Госстандарты по образовательным областям, есть установленный базовый минимум и есть типовые программы.

В качестве стандарта для педагога дополнительного образования, согласно Типовому положению, выступает образовательная (типовая, модифицированная, авторская) программа или программа деятельности, утвержденная методическим советом УДО.

По Закону РФ «Об образовании» основное предназначение учреждений дополнительного образования детей – реализация образовательных программ. Следовательно, каждый педагог должен работать по образовательной программе.

Программа ДОД - Это нормативный документ, который регламентирует содержание и методику вашей деятельности, устанавливает правила взаимоотношений детей и педагога, определяет результат, который будет получен.

Есть требования к образовательным программам, рекомендованные к исполнению Минобрнауки 2003 и 2006 гг., практически одинаковые, но содержащие незначительные разночтения, что вызывает споры[1]. И «Примерные требования к программам дополнительного образования детей» Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 №06-1844

 

Выступая в качестве стандарта, образовательная программа должна содержать в себе критериальное описание минимального уровня знаний, умений и навыков по предмету.

Традиционно в структуре стандартов выделяются следующие направления: содержание образования, квалиметрия знаний, психолого-педагогическая диагностика, типологизация знаний и категоризация образования, квалификация педагога, педагогические исследования.

 

В России, как правило, весь образовательный стандарт имеет государственный статус и является федеральным.



[1] Соответствие установленным требованиям: Министерством образования России разработаны и рекомендованы к использованию «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей» (письмо Министерства образования РФ от 18.06.2003 № 28-02-484/16);