Буйлова Л.Н., зав.кафедрой педагогики дополнительного образования детей МИОО, к.п.н.
Содержание дополнительного образования детей
от Любовь Николаевна Буйлова - Четверг 15 Октябрь 2009, 13:03
  Как определяется содержание дополнительной образовательной программы? Какие образовательные программы реализуются в образовательных учреждениях?

Нужны ли Вам требования к содержанию дополнительного образования детей и можно ли использовать в этих целях принятые ФГОС подходы? Что из ФГОС может быть использовано при оформлении требований к содержанию дополнительного образования детей? Выделите основания для признания для их разработки и введения в практику и противопоказания для этого.

Картинка участника Ирина Перова
Re: Содержание дополнительного образования детей
от Ирина Перова - Четверг 15 Октябрь 2009, 18:45
 

Конечно, нужны.

Я думаю, что можно использовать из ФГОС предложенные подходы к набору требований.

Как мы уже отметили, наиболее распространенной оценкой качества образования является его оценка по соответствию принятым образовательным стандартам. Именно стандартам как единым нормам или эталонам должен подчиняться образовательный процесс во всех учреждениях системы образования.

1. Особенности разрабатываемых стандартов

Особенности разрабатываемых стандартов заключаются как раз в том, что в них актуализируется деятельностный подход (освоение универсальных способов деятельности), усиливается ориентация на результат, отражающий социальные ожидания по отношению к образованию со стороны личности, семьи, общества, бизнеса и государства. Подобная идеология стандартов образования способствует достижению миссии образования как основного инструмента формирования российской идентичности, обеспечивающей успешную социализацию подрастающих поколений, устойчивость и процветание государства.

Стандарты выступают как основание для анализа и оценки состояния развития систем образования на различных уровнях (государства, региона, муниципалитета, образовательного учреждения), а также индивидуальных достижений школьников по освоению основных общеобразовательных программ.

Новая формулировка 7-й статьи Закона «Об образовании» трактует стандарты как совокупность требований к результатам освоения основных образовательных программ, требований к структуре основных образовательных программ и требований к условиям реализации основных образовательных программ. Эта редакция закона потребовала четкого определения требований.

1 Т - Главным документом в разработке стандартов второго поколения являются требования к результатам освоения основных образовательных программ. То есть это совокупность потребностей семьи, общества и государства к результатам образования, сформулированная на основе обобщения результатов глубоких социологических исследований. Под требованиями к результатам освоения основных образовательных программ мы понимаем совокупность компетентностей выпускника образовательного учреждения, выявленных на основе анализа семейных, общественных и государственных запросов к результату образования. Это своеобразный потрет выпускника. Операциональное выражение требования к результату получают в виде обобщенных планируемых результатов.

2 Т - Требования к структуре основной общеобразовательной программы — система норм, регламентирующих содержание и организацию образовательного процесса, обеспечивающего достижение планируемых результатов. Это такие документы, как планируемые результаты общего образования, базисный учебный план, фундаментальное ядро содержания образования, примерные программы учебных предметов, программы универсальных учебных действий, система итоговой аттестации, примерные программы воспитания и социализации, внеурочной деятельности и пр. То есть это огромное количество нормативных документов, регламентирующих организацию деятельности школы, обеспечивающее достижение планируемых результатов.

3 Т - Требования к условиям реализации основных образовательных программ, совокупность регламентов и нормативов, которые обеспечивают успешное функционирование образовательного учреждения по реализации основной образовательной программы, а она, в свою очередь, – достижение планируемых результатов. Т.е. должен быть ресурс, который обеспечивал бы процесс достижения результата. Это система нормативов и регламентов, обеспечивающих реализацию основных общеобразовательных программ, направленных на достижение планируемых результатов общего образования. Сюда включены требования к педагогическим кадрам, финансово-экономические условия функционирования системы образования, СанПиНы, материально-технические условия, информационные, учебно-методические и пр.



[1] Цели общего образования представлены в виде системы ключевых задач, отражающих направления формирования качеств личности, что позволяет обосновать не только способы действий, но и содержание обучения в их взаимосвязи.

Буйлова Л.Н., зав.кафедрой педагогики дополнительного образования детей МИОО, к.п.н.
Re: Содержание дополнительного образования детей
от Любовь Николаевна Буйлова - Пятница 16 Октябрь 2009, 18:52
 

Коллеги, на основании каких нормативно-правовых документов Вами разрабатываются и утверждаются дополнительные образовательные программы?

Картинка участника Ирина Перова
Re: Содержание дополнительного образования детей
от Ирина Перова - Пятница 16 Октябрь 2009, 18:53
 

Согласно п. 6 ст. 9 Закона РФ «Об образовании», государственным стандартом устанавливается обязательный минимум для основных общеобразовательных и профессиональных программ, то есть разработка и принятие государственного стандарта по дополнительным образовательным программам не предусмотрены.

В соответствии с п. 19 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей, учреждение самостоятельно разрабатывает программу своей деятельности с учетом запросов детей, потребностей семьи, образовательных учреждений, детских и юношеских общественных объединений и организаций, особенностей социально-экономического развития региона и национально-культурных традиций. Содержание деятельности объединения определяется педагогом с учетом примерных учебных планов и программ, рекомендованных государственными органами управления образованием.

Педагогические работники могут разрабатывать авторские программы, утверждаемые педагогическим (методическим) советом учреждения (п. 26 Типового положения).

В соответствии с п. 2 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утв. Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 23.12.2002 № 919, от 01.02.2005 № 49), общеобразовательное учреждение может реализовывать дополнительные образовательные программы при наличии соответствующих лицензий, руководствуясь Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей.

При разработке программ дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях (кружков) следует руководствоваться Примерными требованиями к программ дополнительного образования детей (2006 г.).

Буйлова Л.Н., зав.кафедрой педагогики дополнительного образования детей МИОО, к.п.н.
Re: Содержание дополнительного образования детей
от Любовь Николаевна Буйлова - Пятница 16 Октябрь 2009, 18:54
  Могу еще добавить - образовательные программы дополнительного образования детей должны соответствовать Закону РФ «Об образовании, Типовому положению об образовательном учреждении дополнительного образования детей, Санитарно-эпидемиологическим требованиям к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольным учреждениям), введенным 20 июня 2003 года постановлением Главного гос. санитарного врача РФ 3 апреля 2003 г. N 27 Д, Примерным требованиям к программам дополнительного образования детей от 11.12.2006 № 06-1844.