Картинка участника Ольга Игоревна Моденова
Дистанционное преподавание литературы
от Ольга Игоревна Моденова - Пятница 10 Октябрь 2008, 00:15
  Здравствуйте! Я преподаю литературу в старших классах. Не могли бы вы рассказать о том, как устроен дистанционный курс литературы?
Заранее спасибо.
Картинка участника Виктор Мяэотс
Re: Дистанционное преподавание литературы
от Виктор Мяэотс - Пятница 10 Октябрь 2008, 00:22
  Уважаемая Ольга Игоревна, отвечаю на ваш вопрос на примере курса литературы для 10 класса.

Материалы курса:
  • учебники, рекомендованные МО РФ;
  • теоретико-литературные, литературно-критические материалы («бумажные» и цифровые варианты);
  • справочные издания («бумажные» и цифровые варианты);
  • система практикумов анализа художественного текста;
  • система учебных обсуждений;
  • дополнительные материалы (интернет-ресурсы о жизни и творчестве писателей, интернет-ресурсы по филологии и др.).
Основные формы учебной деятельности школьников:
  • изучение материалов учебника (-ов);
  • изучение теоретико-литературных, литературно-критических материалов;
  • чтение художественных текстов;
  • участие в учебных исследованиях;
  • участие в учебных обсуждениях;
  • участие в проектах.

Структура курса.

Материалы курса разнесены по тематическим блокам, которые соответствуют изучаемым обзорным темам и изучаемым персоналиям. За каждым тематическим блоком закреплено фиксированное количество часов на изучение (в соответствии с примерной программой). Распределяя количество часов в рамках каждого тематического блока, учитель имеет определенную степень свободы, что дает возможность выстроить гибкую систему обучения, позволяющую каждому ученику работать по индивидуальному учебному расписанию.

Материалы курса включают следующие структурные элементы:

  • учебник;
  • глоссарий;
  • библиотеки;
  • источники для изучения;
  • уроки внимательного чтения;
  • практикумы;
  • учебные исследования;
  • дополнительные материалы;
  • материалы для написания сочинения.
Учебник является в курсе своеобразным организующим началом. Использование учебника позволяет реализовать связь дистанционного курса с существующей практикой традиционного обучения.

Глоссарий – средство организации работы с терминами и с персоналиями. Глоссарий позволяет каждому учащемуся добавлять свои словарные статьи; учитель оценивает эту работу. Таким образом глоссарий становится в курсе активным средством обучения, а не просто справочным источником. Добавление словарных статей возможно по различным сценариям: копирование статей из существующих «бумажных» словарей с корректным оформлением ссылок на источники; иллюстрирование словарных статей примерами; создание собственных словарных статей и т. д.

Библиотеки содержат все тексты изучаемых произведений в цифровом виде.

Источники для изучения содержат литературоведческую и критическую литературу в цифровом виде. Изучение источников способствует более осознанному восприятию учебного материала, существенно расширяет представления о литературном процессе и персоналиях, которые формируются при работе с учебником. Изучение источников завершается обсуждением в форуме. Вопросы в форуме – это своеобразный план изучения источников. Каждый учащийся имеет возможность отвечать на вопросы учителя, дополнять ответы одноклассников. Наиболее содержательные ответы учитель оценивает. Работа в форуме, учительские оценки и комментарии открыты для всех участников курса (принцип «все видят всё»), что способствует созданию эффекта присутствия на уроке, соучастия в общем деле. Завершенные форумы являются материалом для повторения и обобщения изученного.

Уроки внимательного чтения содержат вопросы и задания, способствующие формированию навыка внимательного чтения художественных произведений. Обычно работа проводится в форуме (принцип «все видят всё»), возможны индивидуальные задания.

Практикумы – это система заданий по формированию умения анализировать художественный текст через призму различных задач (например, при анализе прозаического произведения: анализ эпизода, анализ роли сюжетообразующей детали, анализ литературного портрета и т. д.). Практикумы представлены в виде форума (принцип «все видят всё») или в виде элементов курса «Урок» и «Задание» (для индивидуальной работы).

Учебные исследования – это система заданий, способствующих формированию навыков исследовательской работы (выявлению проблемы, выдвижению рабочей версии исследования, доказательства или опровержения рабочей версии исследования, выдвижению итоговой версии исследования, подведению итогов исследования). Исследования представлены в виде форума (принцип «все видят всё»), а также в виде заданий (индивидуальная работа). При работе в форуме каждый учащийся имеет возможность выполнять задания учителя, дополнять сообщения одноклассников, участвовать в дискуссиях. Наиболее содержательные сообщения учитель оценивает. Завершенные форумы являются материалом для повторения и обобщения изученного.

Дополнительные материалы способствуют расширению кругозора учащихся, дают материал для факультативного изучения.

Материалы для написания сочинения представлены рекомендациями по написанию сочинения, темами сочинения, аналитическими блоками

Модель занятия в курсе.

1. Подведение итогов изучения предыдущей темы. Рекомендации по изучению новой темы. Целеполагание. (Конференции в текстовом, аудио, видео чате.)
2. Чтение художественных произведений, фрагментов. Сопровождение: консультации в форуме, в чате; уроки внимательного чтения.
3. Работа учащихся с учебником, источниками для изучения. Сопровождение: консультации в форуме, в чате.
4. Обсуждение итогов изучения источников (форум).
5. Участие в практикумах и учебных исследованиях.
6. Подведение итогов изучения темы (форум).