Вопросы для обсуждения на форуме

«Содержание дополнительного образования детей»

 

Уважаемые коллеги!

Проанализируйте, пожалуйста, предложенную Вам информацию; отнеситесь к поставленным вопросам; определитесь в их значимости для региональной системы дополнительного образования детей, образовательных учреждений, работающих в них специалистов, детей Москвы, внесите в перечень вопросов замечания, уточнения и дополнения.

 

1.   Что есть «дополнительное образование детей»?

2.   На основании соответствия каким характеристикам некая организация может получить статус образовательного учреждения дополнительного образования детей?

3.   Как Вы считаете, нужны ли нормативно-правовые и научно-методические основания для развития системы дополнительного образования детей? Или эта образовательная система в виду своей нестандартности и неформальности может существовать без этих оснований?

4.   Наличие (созданность) каких условий позволяет детскому саду, школе, колледжу и т.п. осуществлять дополнительное образование детей

5.   Правомерно ли и целесообразно ли проводить разграничение реализуемых школой видов деятельности на учебные и внеучебные, урочные и внеурочные, классные и внеклассные, школьные и внешкольные?

6.   В соответствии с Законом «Об образовании» дополнительное образование является самостоятельным типом образования. Должно ли его содержание отличаться от содержания, например, основного общего или профессионального образования? Чем именно?

7.   Подлежит ли дополнительное образование регламентации, существует ли разница между дополнительными образовательными программами и программами дополнительного образования?

8.   Что понимается под «содержанием образования»?

9.   Как определяется содержание дополнительной образовательной программы?

10.Какие образовательные программы реализуются в образовательных учреждениях?

11.Нужны ли Вам требования к содержанию дополнительного образования детей и можно ли использовать в этих целях принятые ФГОС подходы? Что из ФГОС может быть использовано при оформлении требований к содержанию дополнительного образования детей? Выделите основания для признания для их разработки и введения в практику и противопоказания для этого.

12.В соответствии с какими документами и где реализуются дополнительные образовательные программы?

13.В документах зафиксировано, что основная системная характеристика учреждения дополнительного образования детей - организации образования детей преимущественно в возрасте от 6 до 18 лет в не ограниченном образовательными стандартами пространстве жизнедеятельности человека. Дополнительное образование по своему содержанию охватывает все сферы жизни: "Нет ничего в мире живой или неживой природы, социальной действительности, общественных отношений, что не могло бы стать содержанием дополнительного образования. Именно поэтому оно в состоянии удовлетворять самые разнообразные интересы личности. Именно поэтому дополнительное образование рассматривается как пространство расширения возможностей развития личности[1]", оно является абсолютно добровольным и не связанным с возрастным цензом обучающихся, с получением образовательных сертификатов, с обязательностью программных требований, с образовательными стандартами, с жестким режимом занятий и т.д. Согласны ли Вы с тем, что содержание дополнительного образования не стандартизируется? Согласны ли Вы с тем, что обучающиеся по окончании освоения образовательной программы не могут получать сертификат?

14.В настоящее время в нормативных документах определена классификации программ дополнительного образования по направленностям. В ст. 26 Закона «Об образовании» записано «К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы разной направленности, реализуемые… в образовательных учреждениях дополнительного образования (в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной ориентации, музыкальных и художественных школах, школах искусств, домах детского творчества, станциях юных техников, станциях юных натуралистов и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии… посредством индивидуальной педагогической деятельности». Очевидно, что понятие направленности образовательных программ в детских учреждениях, системе повышения квалификации, на репетиторских занятиях имеет различный смысл. Что Вы понимаете под «направленностью» образовательной деятельности/программы? Что является основание для отнесения образовательной программы к конкретной направленности?

15.Какие направленности дополнительных образовательных программ определены в дополнительном образовании детей?

16.В федеральных документах по аккредитации учреждений дополнительного образования детей обозначено 10-11 направленностей, которые могут иметь дополнительные образовательные программы:

· научно-техническую;

· спортивно-техническую;

· физкультурно-спортивную;

· художественно-эстетическую;

· культурологическую

· туристско-краеведческую;

· эколого-биологическую;

· военно-патриотическую;

· социально-педагогическую;

· социально-экономическую;

· естественнонаучную.

Как Вы считаете, является ли это обстоятельство ограничением для дополнительного образования детей или список направленностей открыт и может быть продолжен? На каком основании Вы так считаете?

17.Главный документ педагога - дополнительная образовательная программа. Качество реализации дополнительных образовательных программ является ведущим показателем при государственной аккредитации образовательных учреждений. Чем Вы руководствуетесь при отборе содержания образования в Вашем учреждении/в учебной группе? На какие нормативно-правовые документы Вы опираетесь при разработке программы?

18. Дополнительные образовательные программы подразделяются на авторские[2] (рассчитанные на реализацию её разработчиком) и примерные (допускающие возможность использования другими специалистами). Авторскими признаются программы, не имеющие аналогов в комплексе программ этого класса. Признание программы «авторской» осуществляется специалистами, владеющими информацией о программах, реализуемых в сфере дополнительного образования детей по конкретному направлению (направленности). К авторским могут быть отнесены не только оригинальные программы, но и программы, заимствованные из других видов образования (общего или профессионального), и модифицированные (видоизменённые) по таким принципиально значимым основаниям, как цели, задачи и ожидаемые результаты, принципы отбора, структурирования и организации содержания образования, технологии организации образовательного процесса, методы и средства оценки образовательных результатов и др. Согласны ли Вы с такой классификацией программ или можете предложить другую? Обязательно ли педагогу разрабатывать авторскую программу?

19.Может ли образовательное учреждение разрабатывать и утверждать авторские программы по дополнительному образованию? Кто проводит экспертизу программ? Может ли окружной методический центр требовать утверждения/согласования образовательных программ только у него? На каком основании?

20.  Вправе ли управление образованием потребовать внести изменения в утвержденную и реализуемую учреждением образовательную программу?

21.  Может ли использовать учреждение (организация) дополнительного образования детей в своей работе учебные или учебно-тематические планы вместо образовательных программ?

22.В каких именно нормативно-правовых документах в настоящее время наиболее остро нуждается система дополнительного образования детей?

23.Каков порядок утверждения образовательных программ дополнительного образования? Требуется ли утверждение образовательных программ окружным научно-методическим центром или управлением образования?

24.Существуют ли примерные дополнительные образовательные программы, опираясь на которые педагоги могут разрабатывать свои программы?

25.На основании каких нормативно-правовых документов разрабатываются и утверждаются дополнительные образовательные программы?

26.Какие требования предъявляются к образовательным программам дополнительного образования детей?

27.    Является ли обязательным разработка авторской образовательной программы для каждого педагога дополнительного образования?

28.    Как оформляется титульный лист дополнительной образовательной программы?

29.    Какую информацию должна содержать пояснительная записка к дополнительной образовательной программе?

30.    По каким программам может работать педагог дополнительного образования?

31.    Чем стандарты отличаются от учебных программ?

32.    Оказывает ли государство влияние на содержание образовательных программ?

33.    Может ли орган управления образованием или окружной научно-методический центр требовать прохождения экспертизы и согласования образовательных программ дополнительного образования только в его экспертном совете?

34.    Имеют ли право проверяющие органов управления образованием требовать для ознакомления образовательные программы, реализуемые образовательным учреждением и имеющие государственную аккредитацию?

35.    Вправе ли управление образованием потребовать внести изменения в утвержденную и реализуемую учреждением образовательную программу?

36.    Какова продолжительность образовательных программ, используемых учреждениями дополнительного образования детей?

37.    Может ли использовать учреждение (организация) дополнительного образования детей в своей работе учебные или учебно-тематические

38.    Что такое «программа деятельности учреждения дополнительного образования детей»?

39.    Какие требования предъявляются к программе деятельности учреждения дополнительного образования детей?

40.Могут ли образовательные учреждения дополнительного образования детей реализовывать программы дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) работников образования?



[1]Новичков В.Б. Роль и место дополнительного образования в воспитании юного москвича./Воспитание юного москвича в системе дополнительного образования. - М.: МИРОС, 1997. – с. 34.

[2]